Одна неосторожная фраза или слово могут сказаться на вашей карьере. К счастью, их не так много, как может показаться. А вот учитывать их обязательно, тем более, когда шеф вызывает на ковер для раздачи ценных указаний или спроса о проделанной работе.

10 самых распространенных запрещенных фраз, которые вы должны избегать в общении с руководителем!

1 «Это не моя вина»

Защита себя — заложена в самой человеческой природе. Но когда дело доходит до отчета о проделанной работе, свое эго лучше оставить у начальственной двери.

Во время отчета не стоит начинать долгие объяснения, почему допущенная ошибка вас не касается. Даже если это правда, выглядеть вы будете, как слабо оправдывающийся непрофессионал, еще и мстительный, эгоцентричный. Таких не любят в командах и не ценят работодатели. Вместо того, чтобы произнести «это не моя вина», скажите, что обязательно проработаете эту проблему, чтобы в будущем она не повторялась. Возможно, не сейчас, чтобы не отвлекаться от других насущных проблем, но как только появится самая ближайшая возможность. И будете благодарны, если и другие вовлеченные смогут присоединить свои усилия. Такой ответ даст вам необходимую передышку, чтобы собраться с мыслями и более достойно объяснить инцидент.

2 «Да, да, да»

«Даканье» на все предложения начальника может казаться хорошим способом проявить свою солидарность с ним, но эта мысль очень далека от истины. Настоящие лидеры далеки от частого использования «да», и не любят поддакальщиков в своем окружении. Исследования показывают, что люди-люблю-слово-да мало склонны к независимому и самостоятельному мышлению. Кроме прочего, тотальное соглашательство наводит на мысль о неискренности, интеллектуальной недостаточности и малой ценности такого работника для организации.

Вместо «да-да-да», дайте понять руководству, что понимаете, о чем речь, и воспринимаете сказанное. Позвольте шефу закончить свою мысль, не перебивайте поспешным согласием, не вмешивайтесь, не кивайте. Сделайте паузу, чтобы, во-первых, удостовериться, что продолжения не будет, во-вторых, продемонстрировать, что вы вдумчиво размышляете над сказанным, а не в одно ухо влетело, а во второе вылетело. Но самое главное, не выявляйте согласия одним только «да». Приведите причины, по которым вы солидарны.

Даже если вы во всем согласны или собираетесь согласиться с шефом, произнести слово «да» слишком быстро — ход неверный

3 «ВЫ говорили/ВЫ сделали»

Обсуждая важный вопрос, не стоит использовать фразы с упором и началом на «Вы/ты». Например, «Вы говорили, что собираетесь повысить меня», «Вы не достаточно четко описали свои требования». Такое построение предложений рождает ощущения обличительной речи, и вызывает только раздражение.

Вместо этого при построении фраз сфокусируйтесь на себе. «Я понимаю», «Я хотел бы обсудить» и так далее. Для этого не обязательно напрямую использовать местоимение «я» — «Хотел бы обсудить», «Мне нужно уточнить» — тоже хорошо звучит.

4 «Но...»

Еще одно слово, которое может вызвать чувство противодействия и раздражения — это слово «но».

Когда в вашей фразе соединяются слова «Вы\ты» и «но», градус беседы обязательно повысится и далеко не в вашу пользу. «Вы сказали..., но я думаю...» — знайте, что таким образом вы подняли свое мнение выше мнения другого человека, что приведет к конфронтационной ситуации. Учитывая тот момент, что этот «другой человек» является вашим руководителем, то есть тем, кто решает работать вам или уволиться, не самое мудрое поведение.

Чтобы убедительно изложить свою точку зрения, довести ее до оппонента выгодным вам образом, приучите себя к маленькой хитрости в виде замены слов. Вместо слова «но» лучше сработает использование слова «и». Пример:

«Я слышал, как вы говорили о..., и подумал... можно сделать еще вот так...»

Такой подход откроет вам возможность для продолжения дискуссии вместо того, чтобы поднять одно мнение над другим.

5 «Это было действительно командное усилие»

Многие люди испытывают трудности с умением получать заслуженные комплименты. Момент, когда вы сдали работы, и ее результат оказался похвальным, о чем руководитель и говорит — точно не тот случай, чтобы испытывать ложные стеснения. Это ваш звездный час номер один, чтобы доказать свою ценность и способность приносить пользу компании, в которой работаете.

Конечно, важно отдать должное другим там, где это уместно, но не менее важно суметь не замылить в общей массе свои личные заслуги и достижения. Если ваш начальник поздравляет вас с успешно выполненной работой, ответьте просто

«Благодарю! С помощью команды я смог добиться необходимого результата. И горжусь выполненной работой»

6 «Это несправедливо»

Эта фраза больше подходит для игровой площадки в детском саду, нежели для работы.

Кроме того, что произнеся эти слова, вы станете выглядеть как тот самый обиженный ребенок, у которого отняли совочек, понятие «справедливости» на рабочем месте носит характер субъективный и крайне эмоциональный. Дайте себе минуту и хорошо подумайте, почему произошедшее кажется вам несправедливым. Найдите эти причины и обличите их в аргументы, а не эмоциональный всплеск. Если ничего не получилось, и вы все равно возвращаетесь к одному «это несправедливо», дело в ваших чувствах и эмоциональном состоянии, а не в проблеме.

Старайтесь умерить свои эмоции, обращаясь только к сухим фактам

7 «Могу ли я получить повышение?»

Успешно выполненная работа — прекрасный повод для того, чтобы изложить доводы для вашего повышения, а вот решительно заданный в лоб вопрос и ожидание тут же ответа лучше отложить.

Такой момент — не время прямо говорить о повышении. Сейчас время показать и доказать, что вы его заслуживаете. Разница очевидна. К отчету о своей проделанной работе подойдите с четким осознанием своих достижений, чтобы затем их и продемонстрировать — ясно и последовательно. Не забудьте перечислить выгоды и будущие доходы компании от ваших усилий. И в тот самый момент, когда все ваши достижения станут для организации явными — то есть выраженными в денежном или репутационном эквиваленте — не откладывайте разговор о повышении или прибавке к заработной плате.

8 «Это не входит в мои должностные обязанности»

Если вы хотите зарекомендовать себя отличным исполнителем, чтобы продвигаться вверх по карьерной лестнице и в итоге занять высокий или желаемый пост, время от времени выходите за рамки того, что прописано в должностной инструкции.

Почти каждая должностная инструкция заканчивается словами «...и другие обязанности». Заявления в духе «я не обязан это делать», «это не моя работа» звучат, как уклонительские. Откажитесь от этих слов, и вместо этого покажите своему шефу, что вы просто были не в курсе, что от вас требуется в этот момент, но готовы выполнить поставленную задачу ради блага компании.

9 «Я знаю»

Обратная связь, или фидбэк на профессиональном языке, между вам и вашим начальником крайне важны. Фраза «я знаю», как и обговоренная ранее соглашательская «да-да-да», ее обрывают. В проигрыше, в первую очередь, оказываетесь вы сами.

Имейте в виду, что «я знаю» часто воспринимается, как «ну, и что?». Согласитесь, конструктивности мало. И на диалог с хорошим итогом не похоже. Дослушайте до конца, возьмите небольшую паузу на демонстрацию обдумывания и выдвиньте ряд предложения на решение проблемы или задачи. Раз действительно все знаете.

Не перебивайте руководителя словами «я знаю», даже если знаете предмет разговора лучше, чем он сам

10 «Я не сильно хорош/а в этом»

Знаете из кого выросли самые успешные руководители? Из тех, кто был в состоянии переместиться из своей зоны комфорта, взявшись за то, чего раньше не делал.

Берясь за новую работу, вы не только доказываете своему шефу, что достойны повышения или прибавки к жалованью, но и совершаете личностный подъем, обретая новые знания и навыки.